Малое и среднее предпринимательство

Меры поддержки, которые оказывает Правительство Москвы
малому и среднему бизнесу сегодня

Одним из условий предоставления государственной поддержки малому и среднему бизнесу является включение субъекта МСП (малого и среднего предпринимательства) в Реестр МСП Москвы, который ведёт Государственное бюджетное учреждение г. Москвы «Малый бизнес Москвы» (ГБУ МБМ) в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.12.2009 г. №1338-ПП «О функционировании Реестра субъектов МСП».

ГБУ МБМ осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

- ведение Реестра субъектов МСП;

- оказание мер по финансовой поддержке: предоставление субсидии на возмещение процентов по кредиту;

- повышение доступности финансовых ресурсов через Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы и Фонд содействия развитию микрофинансовой деятельности;

- льготное предоставление нежилых помещений в аренду и собственность;

- организация обучения начинающих предпринимателей и специалистов компаний;

- консультирование по вопросам создания и ведения бизнеса в городе, в том числе по вопросам участия в госзаказе.

 

I.                  Финансовая поддержка субъектов МСП Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы (субсидии) предоставляется:

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. N646-ПП:

- на возмещение части затрат, связанных с получением допуска ценных бумаг субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в инновационной сфере, к торгам на рынке инноваций и инвестиций фондовой биржи;

- на возмещение части затрат, связанных с оснащением и функционированием центров молодежного инновационного творчества;

- на возмещение части затрат, связанных с организацией или расширением производства продукции на основе внедрения и промышленного освоения результатов научно-технической деятельности;

- на возмещение части затрат, связанных с созданием, развитием и (или) модернизацией их материально-технической базы;

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15 сентября 2015 г. N587-ПП:

- в целях возмещения части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся резидентами технологических парков, технополисов или индустриальных парков города Москвы, на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие их деятельности;

- в целях возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, на создание и (или) развитие имущественного комплекса, в том числе инфраструктуры, технологического парка города Москвы;

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20 апреля 2012 г. N 152-ПП предприятиям, осуществляющим деятельность в сфере обрабатывающих производств:

- на возмещение части затрат на приобретение отдельных видов оборудования;

- в целях возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга).

 

(Отраслевая комиссия при ДНПиП: с 2015 года не работала Отраслевая Комиссия по финансовой поддержке МСП, в связи с чем не предоставлялись следующие субсидии:

  • Субсидии для начинающих предпринимателей;
  • Субсидии по договорам лизинга;
  • Субсидии для возмещения процентов по кредитам;
  • Субсидии на возмещение затрат в конгрессно-выставочных мероприятиях.

 

II.               Повышение доступности финансовых ресурсов для МСП:

1.     через Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы:

Фонд создан для того, чтобы решить проблему с предоставлением обеспечения для получения внешнего финансирования и повышения доступности финансовых ресурсов для предпринимателей. Он предоставляет обеспечение (поручительства) по обязательствам субъектов МСП (кредитным договорам, договорам о предоставлении банковской гарантии).

2.     через Фонд содействия развитию микрофинансовой деятельности:

Фонд нацелен на облегчение доступа субъектов МСП и участников микрофинансовой деятельности к финансовым ресурсам и позволяет:

  • снизить ставки по займам для микрофинансовых институтов;
  • снизить ставки по микрозайму для конечного заемщика;
  • увеличить число микрозаймов, предоставляемых МФО субъектам МСП.

Для этого фонд предоставляет займы микрофинансовым организациям и кредитным потребительским кооперативам с целью дальнейшего финансирования субъектов МСП. Фонд не осуществляет финансирование субъектов МСП напрямую.

Максимальный срок предоставления микрозаймов – 3 года.

Максимальный размер предоставляемого микрозайма — 1 млн. рублей.

Субъектам МСП, занимающимся приоритетными видами деятельности, микрозаймы предоставляются на льготных условиях.

 

III.           Льготное предоставление нежилых помещений в аренду и собственность:

1.     Льготная аренда

Субъект МСП может арендовать у города нежилое помещение по льготной ставке в размере 3500 руб./м.кв. сроком на 5 лет.

Льгота предоставляется:

  • малым предприятиям, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов;
  • малым предприятиям, арендующим объекты нежилого фонда площадью свыше 300 кв.м., по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, осуществляющим следующую деятельность:
  • Здравоохранение
  • Образование
  • Торговля*
  • Социальное питание**
  • Бытовое обслуживание
  • Физическая культура и спорт
  • Культура
  • Производство
  • Ремесленная деятельность
  • Используют труд инвалидов***

* При условии получения статуса социального магазина в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 28.05.2002 №399-ПП;

** При условии прохождения аккредитации в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 17.08.2004 №568-ПП;

*** При условии, что среднесписочная численность инвалидов за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%.

 

2.     Преимущественное право выкупа арендуемых помещений

Субъекты МСП при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества на бесконкурсной основе по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в случае, если:

  • арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находится во временном владении и (или) временном пользовании субъекта МСП непрерывно в течение 2-х и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
  • отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество и неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Предельное значение площади недвижимого имущества города Москвы, на которое распространяется преимущественное право выкупа, составляет 1000 кв.м. Возможно предоставление рассрочки оплаты на срок до 5 лет.

 

IV.           Налоговые льготы для малого и среднего бизнеса

1.     В Москве применяются следующие специальные налоговые режимы:

- Упрощенная система налогообложения (УСН)

- Патентная система налогообложения (ПСН). Налоговая ставка при применении ПСН установлена в размере 6%

(Закон г. Москвы от 18.03.2015 N10 "Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения")

 

2.     Льготы для инновационных МСП-компаний и организаций инфраструктуры предоставляются по следующим налогам:

- налогу на имущество организаций

- земельному налогу

- налогу на прибыль организаций в части налогов, подлежащих зачислению в бюджет города Москвы.

 

3.     Льготы для МСП-резидентов технопарков:

- налог на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, в размере 13,5% (Закон г. Москвы от 07.10.2015 N52);

- налог на имущество – 0% (Закон г. Москвы от 05.11.2003 N64);

 

4.     Льготы по торговому сбору:

В случаях, указанных в Законе г. Москвы 17.11.2014 N62 «О торговом сборе», малые и средние предприятия и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты торгового сбора (например, при в случае осуществления торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала, объекты нестационарной торговой сети или объекты стационарной торговой сети с залом (залами) площадью менее 100 кв. метров, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) основной вид деятельности, указанный при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, относится к предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, услуг стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий, по ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения, по ремонту обуви и прочих изделий из кожи, по ремонту часов и ювелирных изделий, по изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей;

2) площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10% общей площади объекта, указанного в абзаце первом части 3 и используемого для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 части 3 Закона).

 

5.     В рамках программы Правительства Москвы #Простобизнес,
направленной на снижение административных барьеров, малые и средние предприятия могу в упрощенном порядке:

– получить разрешение на строительство;

– оформить ордер на земляные работы

– поставить недвижимость на кадастровый учёт;

– подключиться к электросетям;

– зарегистрировать права собственности;

 

Штаб по защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в городе Москве, целью которого является разрешение проблем предпринимателей и защита их прав, помощь инвесторам, устранение административных барьеров, развитие конкуренции и создание благоприятного инвестиционного климата в столице, принимает обращения от предпринимателей в случае:

  • нарушения прав и законных интересов предпринимателей в результате действий (бездействия) органов исполнительной власти города Москвы, при издании ненормативных правовых актов;
  • выявления административных барьеров при осуществлении инвестиционной и предпринимательской деятельности в городе Москве;
  • противоправного поглощения и завладения имущественными правами в городе Москве.

Штаб не рассматривает следующие вопросы:

  • если речь идет о споре хозяйствующих субъектов (нарушении договорных обязательств, краже средств из кассы, препятствии в реализации права пользования помещением и т.п.);
  • если проблема возникла на территории другого субъекта Российской Федерации.

 

Итоги господдержки МСП Москвы в 2015 году

В 2015 году благодаря выданным московскими фондами поручительствам малый и средний бизнес столицы привлек 6,6 млрд. рублей финансирования, получил займы на сумму 190 млн. рублей.

Для Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из ключевых направлений деятельности (эту работу ведёт ГБУ МБМ). Несмотря на общую тенденцию падения рынка кредитования и банковских гарантий, Правительство Москвы сохранило уровень финансовой поддержки для субъектов МСП: в 2015 году было выдано почти 600 поручительств на сумму более 3,1 млрд. рублей, благодаря чему малый и средний бизнес столицы привлек 6,6 млрд. рублей финансирования (5 млрд. пришлось на кредиты, 1,6 — на банковские гарантии).

Особый акцент в работе в 2015 году был сделан на поддержку МСП, участвующих в госзаказе в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Как результат, за год доля госзаказа в структуре поручительств выросла с 19% до 33%. В немалой степени этому способствовало и понижение процентной ставки за поручительство для участников госзаказа — она составила 0,75%, в то время как для остальных клиентов — 1,25%.

Благодаря комплексному подходу, направленному на поддержку инновационных производств, а также доступа малого бизнеса к госзаказу, поменялось и распределение долей в структуре поручительств. Если раньше основную долю в объёме средств, направленных на поручительство, оставляла торговля, то в 2015 году суммарная доля производства, строительства, инноваций за год выросла с 25% до 37%.

Еще один вид поддержки бизнеса — предоставление займов микрофинансовым организациям с целью дальнейшего финансирования субъектов МСП — показал следующие результаты: за 2015 год было выдано 418 займов на сумму 190 млн. рублей.